"Return to Yourself" — online premiere of Kseniya Simonova’s new sand story
On 13th December, which is known as the Google Day, the Lady of the Sand presented a brand new work of hers which was shown live during the on-line translation in Kiev through Kseniya's YouTube channel www.youtube.com/simonovatv and received much attention. The15-minutestory based on eternal transformations was Kseniya's personal memory of her childhood dreams. — «Return to Yourself» means return to your mythological childish memories, — Simonova says, — This year my skills of Psychologist (Kseniya's first education is a Psychologist — simonova.tv) make me create stories based on different theories based on childish perceive, such as Jung's theories. What concerns me, in my memory there always was a house in snow though I was born and still live in Evpatoriya, the southern city with almost no snow. And there was also a Cat in my early memories… a Cat which could include a whole Universe inside him… Trains, ships, Lady of the Night… These are archetypes of my inner brain, and I finally managed to put them in a story. I hope this story will bring joy to those who watch it, — Kseniya confesses. 13 декабря в прямом эфире в центре Киева состоялась премьера новой песочной истории Ксении Симоновой «Return to Yourself». Приуроченный к Google Day запуск партнёрской программы YouTube в Украине собрал множество гостей в Олимпийском дворике НСК «Олимпийский» в самом сердце столицы. Специальный гость и друг компании Google Мастер песочной анимации Ксения Симонова представила новую работу, которую транслировали в режиме он-лайн во всём мире. — Название работы — «Return to Yourself» («Возврат к Себе») я не перевожу с английского буквально, но в контексте истории вижу как «Путь к Себе». Речь идёт о бессознательном мире детства, о мифологизированности детского сознания и счастье — или несчастье — сохранить эту способность к фантазму в зрелом возрасте. Прошло более трёх лет с начала моего творческого пути в качестве «песочного» художника, и я отмечаю про себя, что в тематике моих нынешних работ всё большее значение имеет мой опыт обучения на факультете психологии. Я вспоминаю сейчас смесь в голове, которая сложилась на четвёртом курсе под влиянием изучения работ Юнга, Фромма и прочтения «Психического мира будущего» Самохвалова. В теории инициации, в юнгианском трепете перед мифологемой детства я нашла отклик — не ответ — своих вечных вопросов. Вопросов внутренней памяти, памяти внутриутробной, младенческой. Ведь память есть всегда, она есть и у сформировавшегося плода, и у полугодовалого младенца. Другое дело, что мы не помним, и не можем помнить события в их объективном, реальном положении. Но мифологема, образованная под влиянием этих событий, может — я верю — храниться под спудом бессознательного. И прорваться во взрослый мир может разными способами. У меня они приобрели конкретный облик — память о событиях, которых не было. Эта память была со мной всегда. В раннем детстве — лет в пять — я удивлялась, почему вокруг нет снега (в Евпатории он бывает редко). Ведь в моей — пусть мифологизированной — но памяти я родилась и долго жила в занесённом снегом деревянном домике с одним окном, за окном выла вьюга, а из трубы валил цветной дым. И был в этой памяти Кот. В нём помещался весь мир и ещё чуть оставалось.
Оценка информации |