Наверх
Главная » Советы художникам

ЛАКИ

7 марта 2016 Просмотров - 246 Один комментарий Опубликовал:



Многими своими достижениями техника масляной живописи обязана лакам. С началом их использования, как считает целый ряд специалистов, связано происхождение и развитие масляной живописи.
По своему составу применяемые в живописи лаки весьма разнообразны. В прошлом многие художники использовали лаки собственного приготовления. В настоящее время промышленностью выпускаются лаки в основном двух видов: смоляные и масляно-смоляные. Первые представляют собой раствор смолы в летучем растворителе, они образуют прочную эластичную пленку в результате испарения растворителя. Вторые, где растворителем служит масло, высыхают и образуют пленку в результате окисления и полимеризации масла.
Лаки в живописи применяются в качестве добавок в масляные краски, для лессировок и покрытия картин после их окончания.

Добавка лака в краски препятствует резкому сжатию и сморщиванию красочного слоя, появлению пожухлостей. Лак изменяет оптические свойства красок, делает их более прозрачными и насыщенными по цвету. Благодаря смолам, содержащимся в лаке, красочный слой образует более прочное сцепление с грунтом, высыхает быстрее и более равномерно.

Лессировка представляет собой тонкий слой окрашенного лака, который наносится с целью достижения тех или иных оптических эффектов, придания картине тональной цельности.
Покрытие картин лаком предохраняет их от вредного воздействия атмосферной влаги, загрязненности воздуха, действия газов и т. д. Кроме того, покрытие лаком повышает оптические свойства красочного слоя, придает краскам большую насыщенность и глубину.
В настоящее время в продаже бывают различные лаки для живописи. Даммарный лак представляет собой раствор смолы даммары в пинене. Применяется в основном в качестве добавки в масляные краски, образует прозрачную, почти не желтеющую масляную пленку, но со временем может немного помутнеть.

Мастичный лак состоит из раствора смолы мастикс в пинене, применяется как для добавки в краски, так и для покрытия законченных картин и лессировок. Мастичным лаком можно покрывать также работы, исполненные темперой. Пленка мастичного лака в отличие от даммарного слегка желтеет, но зато не мутнеет.
Фисташковый лак представляет собой раствор смолы-бальзама в пинене и применяется только как добавка к масляным краскам, придает им большую сцепляемость с грунтом, насыщенность цвету,образует эластичную, медленно высыхающую пленку. Копаловый лак получают в результате сплава смолы копала с рафинированным отбеленным маслом, разбавленным пиненом. Приме няется в основном для добавки в краски.

Лессировки и покрытие лаком законченных работ следует производить после полного просыхания красочного слоя, на которое в масляной живописи в среднем уходит около одного года. Темперу можно покрывать лаком значительно раньше — примерно через два- три месяца после окончания работы.
Хранить лаки рекомендуется в плотно закрытых сосудах в темном месте.

В технике живописи широко применяются лаки. Лаками принято называть растворы смол или растворы смол и масел в летучих растворителях, которые, будучи нанесены на какую-либо поверхность, способны после улетучивания растворителя образовывать прочную пленку. В технике живописи применяются лаки смоляные и смоляно-масляные.
Смолы являются необходимой составной частью лаков. В течение многих веков смолы являлись непревзойденными по качеству пленкообразующими.

По происхождению смолы делятся на две категории: природные и синтетические. Большинство природных смол добывают в странах с тропическим климатом. Ряд растений, главным образом хвойных, при естественных или искусственных повреждениях внешней оболочки (коры) выделяет жидкости, которые под влиянием света и окислении кислородом воздуха превращаются в смолообразные вещества различного вида и твердости. Некоторые смолы («молодые», «свежие») собирают непосредственно с деревьев или добывают из земли (ископаемые). Ископаемые смолы – это смолы некогда произраставших деревьев, в течение тысячелетий пролежавшие в земле и в результате произошедших изменений их химического состава получившие высокую стойкость и механическую прочность.
Из природных смол для живописи применяются даммара, мастикс, копал, янтарь.

Наиболее высококачественными смолами являются ископаемыми смолы – копалы. Копалы представляют собой твердые вещества в виде кусков различной формы, цвета и прозрачности, отличающиеся высокой температурой плавления. Копаловый лак является смоляно-масляным лаком. Он представляет собой сплав копала с рафинированным и отбеленным льняным маслом, разбавленный растворителем. Приготовление копалового лака — довольно сложный процесс, требующий большого умения и навыков. Копаловый лак применяется для покрытия готовых работ. После высыхания пленка копалового лака «необратима», т.е. не растворяется в органических растворителях.

Высокими качествами для производства лаков обладает также ископаемая смола – янтарь. Янтарь представляет собой продукт ископаемых растений и добывается, в основном, на побережье Балтийского моря в районе Калининграда. Янтарный лак является смоляно-масляным лаком. Он образует глянцевое покрытие с высокой атмосферостойкостью, твердостью, стойкостью к действию органических кислот. В России до революции янтарный лак выпускался в промышленных масштабах и широко использовался русскими художниками.

В настоящее время копаловый и янтарный лаки в промышленных масштабах не производятся из-за сложности технологических процессов их изготовления, дефицита и дороговизны сырья.
Даммара – смола, собираемая с деревьев семейства Dipterocarpaceas, преимущественно на островах Малайского архипелага. Смола даммара свободно вытекает из трещин и надрезов в коре дерева. Встречается в виде кусков различной величины от бесцветных до черных. Наиболее распространена бесцветная или слегка желтоватая смола. Именно такая смола используется в приготовлении даммарного лака. Даммарный лак представляет собой раствор смолы даммары в пинене или скипидаре. Применяется для добавления в масляные краски и для покрытия законченных произведений. Пленка даммарного лака не склонна к пожелтению, при нагревании, даже слабом, она размягчается и приобретает незначительную липкость.

Мастикс – смола, добываемая с деревьев вида Pistacia lentiscus, растущих на средиземноморском побережье. Собирается мастикс посредством надрезов в коре дерева и на его ветвях, из которого смола вытекает в виде капель, напоминающих по своей форме слезы. Наилучшей считается смола с острова Хиос (Греция). Мастикс имеет приятный запах и вкус (можно использовать в качестве жевательной резинки). Мастичный лак представляет собой раствор смолы в пинене или скипидаре. Применяется как добавка к масляным краскам. Может быть использован в качестве средства протирки промежуточных слоев (при разбавлении пиненом) аналогично ретушному лаку. Мастичный лак с успехом применяется и для покрытия законченных живописных работ.

Помимо вышеперечисленных смол, в лаках для живописи используются так называемые терпентины. В свежем состоянии терпентины представляют собой только что вытекшие из дерева густые, липкие, прозрачные жидкости — живицы. Застывшая на поверхности ствола живица предохраняет древесину от проникновения короедов, грибов и др., «заживляет» рану (отсюда название). Живицы состоят главным образом из смоляных кислот и скипидара. Добывают терпентины посредством подсочки (надрезов в коре) хвойных деревьев. При соприкосновении с воздухом терпентины становятся густыми вследствие испарения из них скипидара, а также окисления смоляных кислот кислородом воздуха. Из современных природных терпентинов в лаках для живописи используются пихтовая живица и кедровый бальзам.

Лаки пихтовый и кедровый, представляющие собой растворы соответствующих живиц в пинене или скипидаре, используются как добавки к масляным краскам.

По назначению художественные лаки можно разделить на две основные группы:
— Лаки для живописи, вводимые в красочную пасту, а при многослойной живописи также и для промежуточных нанесений (в разбавленном виде). Для этих целей используются лаки даммарный, мастичный, пихтовый, кедровый.
— Лаки покрывные, для нанесения на законченные произведения живописи – янтарный, копаловый, мастичный, даммарный, акрил-фисташковый, акрил-стирольный.

Введение в масляную краску лака для живописи сказывается положительным образом. Это объясняется тем, что входящие в состав лаков смолы не подвержены таким физико-химическим изменениям, как высыхающие масла. Введенная в краску вместе с лаком смола становится как бы скелетом образовавшейся красочной пленки. Благодаря этому при образовании красочной пленки и ее старении не происходит такого объемного сжатия, как при употреблении в качестве связующего одного масла. Это положительно отражается на уменьшении сморщивания, «пожухания», потускнения, на сохранении яркости и чистоты цвета, на большей силе и глубине тонов живописных красок, содержащих смолы. Однако, количество введенной смолы во избежание хрупкости красочного слоя не должно быть чрезмерным.

Покрывные лаки применяют для покрытия законченных произведений в технике масляной живописи.
Нанесением покрывного лака создают на поверхности живописного произведения защитную пленку, предохраняющую красочный слой от действия влаги, газов, пыли и в определенной степени от действия солнечных лучей. Одновременно покрывные лаки улучшают оптические свойства красочных полотен. Они восстанавливают утраченную яркость и глубину тонов масляных красок.
Картину покрывают лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В этот период рекомендуется предохранять живопись от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п. Для покрытия картины применяют один из выпускаемых в настоящее время покрывных лаков: акрил-фисташковый, акрил-стирольный, мастичный, даммарный. Лучшими современными покрывными лаками считаются акрил-фисташковый и акрил-стирольный. Эти лаки имеют в своей основе синтетические смолы: акрил-фисташковый лак — полибутилметакриловую смолу, акрил-стирольный лак — полибутилметакриловую смолу и стирол-акрилатный сополимер. Пленки этих лаков обладают хорошей эластичностью, значительно превосходят по своим физико-химическим свойствам пленки мастичного и даммарного лаков и сохраняют свои свойства в течение длительного времени.

Перед нанесением лака картину необходимо очистить от пыли и просушить. Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти, при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. После нанесения лака картину выдерживают в горизонтальном положении до испарения растворителя лака.
Для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев применяется ретушный лак. В составе ретушного лака — смола даммара, растворители и пластификаторы.

Для закрепления рисунков, сделанных карандашом, углем и пастелью, применяется лак фиксатив. Он представляет собой раствор синтетической смолы (поливинилацетата) в спиртах. После высыхания дает прочное бесцветное покрытие. Создание защитной пленки на поверхности произведения позволяет удалять с него пыль при помощи влажного ватного тампона. Лак фиксатив можно применять для фиксирования работ карандашом и пастелью на бумаге, а также для закрепления рисунка углем на грунтованном холсте. Лак-фиксатив наряду с прочным закреплением обеспечивает одновременно и полную сохранность цвета.
Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
Опубликовано: 15 авг. 2015 г.Уроки рисования. Уроки живописи от Лилии Степановой.Заказать полную версию по супер цене можно по ссылке: http://stepanova.com.ua/video/Видео уроки живописи - Пишем "Фрукты падающие в воду". Акрил. Холст. Авторское исполнение по фотографии.Рисуем...
[26 мая 2017 | Автор  ]
"Техника живописи"Труд профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге Д. И. Киплика - "Техника живописи" был издан более полувека тому назад. Несмотря на то, что книга переиздавалась шесть раз, она в настоящее...
[16 Nov 2015 | Автор  ]
С помощью акварели можно добиться необычайных эффектов, используя подручные материалы. Например, замечательный фон можно создать, используя полиэтиленовую пленку и акварель. Для этого лист густо закрашиваем акварелью, причем, можно использовать...
[16 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика Акварель
Подруга попросила изменить дизайн купленных в интернете часов. Когда заказывала, ее все устраивало, но, когда часы пришли, внешнее оформление показалось ей совсем не таким, какое бы хотелось. Я решила нарисовать на часах розы, так ей очень нравятся...
[15 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика Другие уроки
Опубликовано: 27 дек. 2015 г.Мастер Класс по Живописи от Лилии Степановой.Уроки рисования и живописи. Учимся рисовать.Вместе с Лилией Вы можете нарисовать Уличный пейзаж мастихином.Вы научитесь:- Как нарисовать уличный пейзаж;- Как работать...
[26 мая 2017 | Автор  ]
Подробно рассмотрим свойства и особенности некоторых масляных красок:БЕЛЫЕ КРАСКИ Белила цинковые Белила готовят из цинка, получаемого электролитическим способом. По своему составу белила представляют собой окись цинка ZnО. Связующим белил является...
[8 Sep 2016 | Автор  ]
Делаем картинку с использованием эпоксидной смолы, высушенных листьев, картона, красок.
[6 Feb 2019 | Автор  ]
Заливной витражВы создаете свой шедевр используя краски по стеклу и контурную.Первый шаг к изготовлению витражей своими рукамиЧтобы изготовить витражи своими руками, необходимо определиться с технологией. Затем изучить материалы и инструменты,...
[8 Sep 2016 | Автор  ]
"Наука о цвете и живопись"Книга посвящена связи современной науки о цвете с проблемами художественной практики и теории. Большое внимание автор уделяет таким основным понятиям из области теории и практики живописи, как цветовая гармония, колорит,...
[23 Aug 2016 | Автор  ]
"Наука о цвете и живопись"Книга посвящена связи современной науки о цвете с проблемами художественной практики и теории. Большое внимание автор уделяет таким основным понятиям из области теории и практики живописи, как цветовая гармония, колорит,...
[18 Apr 2015 | Автор  ]
Опубликовано: 18 янв. 2017 г.Мастер класс по живописи от Лилии Степановой.(Запись он-лайн вэбинара. Качество TVRIP).Рисуем уличный пейзаж Парижа мастихином. Холст, масло.В ходе мастер класса Вы научитесь:- писать уличный пейзаж мастихином масляными...
[26 мая 2017 | Автор  ]
"Архитектура. Формы, конструкции, детали. Иллюстрированный справочник"Издание представляет собой своего рода малую архитектурную энциклопедию, содержащую иллюстрированные таблицы, сгруппированные по типам сооружений, конструкций, декора; словарь...
[11 Sep 2016 | Автор  ]
"Тайна покрытая мраком", так я назвал этот эксперимент по живописи не случайно. Я расскажу про все этапы написания этого натюрморта, в которой краски практически не смешиваются на палитре, а накладываются друг на друга в каждом слое одним чистым...
[22 Jun 2016 | Автор  ]
Рубрики: Масло, Натюрмотр
Опубликовано: 22 сент. 2014 г.МАСТЕР - КЛАСС ПО ЖИВОПИСИ. Уроки Живописи акрилом от Лилии Степановой. Как нарисовать пейзаж на холсте.В данном выпуске пишем пейзаж художественным акрилом на холсте.На примере данного произведения Вы узнаете:-...
[25 мая 2017 | Автор  ]
Рубрики: Акрил, Пейзаж
Уроки для начинающих. Валерная живопись. paintingПриглашаю на свои мастер-классы в Екатеринбурге: http://www.evernote.com/l/AY45GvMnyQJ...Мой сайт http://www.trofimov-arts.ruГалерея http://www.trofimov-artmagazin.ruВелер-— в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение...
[3 Oct 2015 | Автор  ]
Опубликовано: 11 дек. 2014 г.МАСТЕР - КЛАСС ПО ЖИВОПИСИ. Уроки Живописи маслом от Лилии Степановой.В данном выпуске рисуем копию картины Оксаны Кравченко "Натюрморт. Розы".На примере данной картины Вы узнаете:- как нарисовать розы;- как нарисовать...
[25 мая 2017 | Автор  ]
Рубрики: Масло, Розы
Опубликовано: 30 июл. 2014 г.МАСТЕР - КЛАСС ПО ЖИВОПИСИ. Уроки Живописи маслом от Лилии Степановой.В данном выпуске рисуем копию картины художника Дмитрия Кустановича "Пейзаж. Бабочки".На примере данного произведения Вы узнаете:- как нарисовать...
[25 мая 2017 | Автор  ]
Искусство — безграничное количество способов сделать что-то не так как все. А тут уже нет места для размышлений куда приложить свою энергию. Желающий создать шедевр сделает это в любом месте и в любое время. Использовать...
[9 Jun 2014 | Автор  ]
Рубрика Разные вещи | Метки:
Сайт художника: http://zaholstom.ru В этом видео показан поэтапный ход работы над живописью от "а" до "я".. В работе используются холст на картоне, масляные краски. Как правильно передать пропорции в рисунке лошади? Как передать объём и светотень на силуэте...
[5 мая 2017 | Автор  ]
АкварельАкварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» – вода, так как вода является растворителем для этого вида красок.Акварель выпускается в виде туб или кювет. У каждого вида...
[17 Oct 2015 | Автор  ]
Урок живописи маслом с Татьяной Букреевой. Пишем пейзаж маслом и солнечные блики! https://vk.com/art_bukreeva В данном сюжете показано, как писать куст, освещённый солнцем! Фильм будет полезен начинающим художникам.Приглашаем Вас на мастер классы живописи маслом...
[6 Feb 2019 | Автор  ]
описание, свойства и методы рисованияАкварельные карандаши - это те же цветные карандаши, только их стержень состоит из прессованной акварели (информация из инета), что позволяет растворять их водой. Иными словами, рисуем как цветными карандашами,...
[21 Apr 2015 | Автор  ]
ВЕЧЕРНИЙ ПЕЙЗАЖ! Живопись АКРИЛОВЫМИ Красками! Учимся рисовать ПЕЙЗАЖ! Как Научиться РИСОВАТЬКурс Живописи "Фантазии у Моря" https://goo.gl/omoQCqКурс живописи "Свет Хрустальной Зари" https://goo.gl/yatNrrВ ЭТОМ ВИДЕО вы научитесь, как нарисовать ВЕЧЕРНИЙ ПЕЙЗАЖ акриловыми...
[12 Feb 2018 | Автор  ]
Как нарисовать БАБОЧКУ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ! Учимся рисовать БАБОЧКУ! Как Научиться РИСОВАТЬКурс Живописи "Фантазии у Моря" https://goo.gl/omoQCqКурс живописи "Свет Хрустальной Зари" https://goo.gl/yatNrrВ ЭТОМ ВИДЕО вы научитесь, как нарисовать БАБОЧКУ цветными карандашами....
[31 Jan 2018 | Автор  ]
Опубликовано: 17 июн. 2014 г.Мастер класс масляной живописи мастихином от Лилии Степановой.В данном выпуске рисуем копию картины художника Леонида Афремова "Цветы".На примере данного произведения Вы узнаете:- как нарисовать цветы мастихином;-...
[25 мая 2017 | Автор  ]
Рубрики: Букеты, Масло

Один комментарий»

Оставить комментарий

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>