Наверх
Главная » Законы рисования

Композиция в рисунке. Как научиться ее создавать.

31 августа 2016 Просмотров - 930 Нет комментариев Опубликовал:



При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония. Этому всему научиться сразу невозможно, для знания этого всего в сумме и умения апеллировать всеми составляющими ЭТОГО нужно время и много много практики. Но начать обучение, запустить процесс, мы безусловно можем и сделаем это.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое. Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги. И любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе, в плоскости листа. А от того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит и общее впечатление от рисунка.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Что нам на данном этапе нужно? В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом- при помощи упражнений, которые можно легко исполнить. Для начала:

1. Берем тушь, или краску, или акварель и в прямом смысле этого слова- портите чистый лист бумаги. Делаете кляксы, различные, какие получаются. Можно их размазывать, или оставлять как есть. Потом берем и понравившуюся нам кляксу ограничиваем рамкой- просто прочертите рамку вокруг получившегося пятна на некотором расстоянии так, что- бы закомпоновать кляксу в какой- либо удобный, гармоничный с ней формат. Вот вы уже и получаете композицию пятна. Заметьте, очень важно, что- бы даже такая элементарная композиция пятна хорошо просматривалась с любого поворота. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой.

Дело простое, но хитрое. Хитрость его заключается в том, как именно вами соблюдены правила и приемы размещения данного объекта- кляксы в созданном формате, а в будущем- на листе. Добивайтесь ощущения гармонии, делайте отступы от кляксы так, что- бы в начерченном формате кляксе было «удобно». Отступайте снизу кляксы больше (может и наоборот), вверху делайте расстояние до границы формата меньше (может наоборот), по краям- также нужно добиваться ощущения гармоничности.

2. Теперь берем краску- гуашь. Нам нужны белая (чуть сделайте ее темнее, что- бы не сливалась с бумагой), черная и смешение их- серый цвет. Наносим пятна на бумагу, варьируя размерами пятен, соотношением их тональности, формой, расположением их между собой, наложением один на другой. Стараемся делать так, что- бы сочетание этих пятен получалось гармоничным. Можно сразу для этого брать небольшие кусочки бумаги различных форматов и стараться закомпоновать эти пятна сразу на листике. А можно сначала сделать вот такие нехитрые поиски, и уже потом, как в первом задании, заключать такие маленькие композиции в формат, который вы подбираете исходя из того, что получается. Из множества получившихся таких поисков по ощущению выбираете самые подходящие.

3. Следующее полезное упражнение для развития композиционного видения: представив какой- либо предмет по памяти или воображению, впишите его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместите какой- либо рисунок предмета.

4. Усложняем задачу: включаем в компоновку два и более предмета. Здесь уже нужно помимо компоновки предметов в заданном формате скомпоновать и сами предметы между собой.

Такими простыми упражнениями закладываются и воспитываются основы понимания композиции в рисунке, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем.

Теперь переходим непосредственно к созданию правильной композиции в рисунке. А при работе над композицией в учебном рисунке необходимо:
1. Определить задачи и цели

Прежде чем приступать к работе над композицией, необходимо определить смысловое содержание и задачи самой постановки. Предметы для учебной постановки, как правило, заранее подбираются в соответствии с определенным сюжетом или какой- либо темой. Случайных предметов в композиции быть не должно. И по тому, как составлена учебная постановка, можно и предопределить будущую композицию, потому как сама постановка, в некоторм смысле, уже и есть композиция.
2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения

Иногда бывает так, что постановка предметов, включенных в композицию, может быть несовсем удачной. В одном случае предметы могут располагаться слишком близко друг к другу или быть одинаковыми в размерах, в другом- плохо просматриваться- смотря с какой стороны вы собираетесь ее рисовать, или предмет может иметь незнакомую конструкцию и ее трудно разглядеть с какой- то стороны… Перед тем как сесть за рисование постановки, необходимо разглядеть ее со всех сторон, с учетом освещенности, и выявить наиболее выгодные для создания будущего рисунка положения. Нужно заранее позаботиться об определении точки зрения и выборе места работы над композицией в рисунке.
4. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги

Что- бы правильно закомпоновать предметы, нужно в первую очередь проанализировать их форму, размеры и расположение предметов в постановке. Если возьмем, к примеру, кувшин по его вертикальной оси, формат бумаги располагается вертикально. Для изображения же предметов типа кастрюли или таза с большими горизонтальными размерами бумагу следует располагать скорее горизонтально, чем вертикально- это в том случае, если предмет учавствует в постановке один. Если несколько, то нужно смотреть на соотношение всех предметов в постановке. Есть некоторые закономерности зрительного восприятия, это когда предметы образуют (условно) общий объем, массу, которая отлично вписывается в горизонтальный формат, а вы размещаете его в квадрат или вертикальный, при этом гармонии ощущаться не будет. В каждом отдельном случае расположение листа выбирают в зависимости от конкретных предметов и их постановки. И, формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.
5. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа

Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке, их можно делать на полях или отдельном листочке. Для этого необходимо определить пропорции, место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. Если постановка состоит из группы предметов, то компоновать их по отдельности на плоскости листа нельзя. Нужно смотреть на всю постановку в целом. Намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих случаях нарушается композиция.
Композиция в рисунке

Композиция в рисунке. Как научиться рисовать
6. Определить центр композиции

Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр:

Зрительный центр- центр картинной плоскости.

Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомагательные предметы.

В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.

Одним из наиболее распространенных и удобных в работе над композицией инструментов является видоискатель, изготовленный из клочка бумаги с вырезанным в ней прямоугольным отверстием с отношениями сторон, соответствующими пропорциям листа бумаги, предназначенного для рисунка. Пользоваться им нужно следующим образом. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было «ни убавить, ни прибавить» в пределах отверстия (рамки «формата»). Тем самым упрощается и облегчается решение композиционной задачи

Второй способ его применения: расставляете на предметной плоскости предметы, которые можно соотнести к одной тематике. Чем больше найдете, тем лучше, и после этого, вооружившись видоискателем, подбираете из этой массы наиболее понравившееся расположение предметов (выбираете 3-5 предметов, где один будет композиционным центром, остальные- дополнительными) в данном формате. В этом случае вы тренируете глаз составлять- компоновать предметы в одну композицию, находить удачную точку зрения, находить композиционный центр.
7. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера

Построение предметов на плоскости бумаги нужно начинать с определения их мест в пределах границ, оведенных им ранее- легким касанием карандаша намечаете общими очертаниями места расположения предметов с учетом пропорций. После на листе намечаете детальнее общий характер формы предметов, их пропроции и расположение в пространстве листа. Дальше детальнее рассматриваете форму, объем каждого учавствующего в композиции предмета.
8. Выявление объема предметов

При помощи светотеневой проработки мы выявляем объемы предметов. Не забывайте, что работа над выявлением объема предмета тоном- это, прежде всего, лепка формы предметов с его помощью. Падающие тени всегда будут темнее собственных, особенно те, которые ближе расположены к вам. И главное в работе тоном- это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.

Когда прорабатываете детали, не забывайте, что они являются частью одной композиции. Это не значит, что им нужно меньше уделять внимания, но работая с ними отдельно можно создать дробность в рисунке. Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, то- есть, методически последовательно.
9. Завершение и обобщение работы над рисунком

Рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.
Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
Светотень можно условно разделить на несколько «частей». Чтобы было понятней, рассмотрим простой цилиндр.Если осветить его искусственно, то градация светотени будет видна очень отчетливо. Итак. Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная,...
[31 Aug 2016 | Автор  ]
Талант рисовать встречается не так уж редко. Мы в своей жизни встречаем много людей, которые неплохо делают наброски и срисовывают открытки. Но, как только слышат слово краски, сразу начинают паниковать. Не могу, боюсь, не научили, страшно.Хотя все...
[16 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика Акварель
Если вы положили перед собой чистый лист бумаги и захотели что-нибудь на нем нарисовать, вам очень трудно вначале будет понять, как изобразить пространство, уходящее вглубь листа — ведь лист плоский.Очень долгое время художники изображали предметы...
[15 Oct 2013 | Автор  ]
"Рисунок и основы композиции"Рассказано о технике рисования, изображения геометрических тел, групп геометрических фигур, натюрморта, орнаментальных деталей, обмерах и зарисовках предметов мебели и архитектурных деталей.Risunok_i_osnovy_kompozicii_1994.pdfИсточник:...
[7 Dec 2015 | Автор  ]
В последние время наблюдается тенденция на больший интерес к изделиям ручной работы. Мастера с радостью предлагают нам всевозможные товары собственного производства. Чего только не найти: вязаные изделия, украшения ручной работы, предметы интерьера,...
[4 Oct 2016 | Автор  ]
Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать с натуры. Чтобы не бояться рисовать  человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать наблюдая за позой  настоящего человека.Чем чаще будете делать наброски, тем...
[16 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика Портреты
Сегодня будет урок о том, как нарисовать тело человека карандашом. Надеюсь, после прочтения Вы сможете самостоятельно сделать рисунок тела человека, или хотя бы понять методику его создания и усовершенствовать её. Как...
[17 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика Портреты
«Основы композиции»Перед людьми с творческими профессиями, например теми же фотографами, всегда вставала проблема композиции и ее составляющих. Неоторые знание, оказывающие определенное значение для развития в человеке творческого начала, были...
[4 Sep 2015 | Автор  ]
Чтобы начать ориентироваться в мире классической музыки, вовсе не стоит кардинальным образом перестраивать свое собственное мировоззрение. Очень важно все делать не спеша, не расстраиваясь, если после первого прослушивания не удалось понять композицию....
[6 Sep 2016 | Автор  ]
Мы привыкли, что сделать графический портрет можно только используя фильтры, режимы наложения и другие инструменты. Этот портрет орангутанга сделан без использования фильтров. Причем, получить такой результат можно очень быстро. Откроем...
[16 Oct 2013 | Автор  ]
Здесь Вы узнаете как рисовать кувшин. Этот навык пригодится вам при работе над натюрмортами. А вообще кувшин – это:Кухонная утварь для жидкости. Как правило, имеет носик и ручку.То, о чем есть парочка забавных сказок:...
[17 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика Разные вещи
Как работать с восковыми мелками уже рассказывалось в статье «Рисуем деревенский домик восковыми мелками».А теперь я хотела бы рассказать, как можно совместить на рисунке акварель и восковые мелки.Все мы знаем, что воск и масло с водой не...
[15 Oct 2013 | Автор  ]
Примечание: В рисовании в стиле "реализм" главное - добиться реалистичности конечного изображения. Нужно знать некоторые хитрости - как нарисовать тот или иной объект, какие его характеристики могут помочь прижать ему жизни на рисунке?В этом уроке...
[7 Mar 2014 | Автор  ]
Начиная любое дело, мы не загребаем сразу все в свои руки, а изучаем начальные базисы. Рисование не исключение. Желание рисовать прекрасные портреты и пейзажи нужно укреплять практикой рисования обычных вещей. Иногда...
[17 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика Разные вещи
У меня многие просят показать, как можно нарисовать тигра. В этой статье хочу рассказать, как можно нарисовать тигра карандашом, а  здесь — в следующей статье — мы попробуем его раскрасить.Для начала нам надо определиться, где на листе...
[16 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика ЖИВОТНЫЕ
Интересно попробовать еще один прием работы с акварелью.Чтобы нарисовать такой пейзаж, надо сначала смочить лист бумаги водой и рисовать, пока бумага не высохла.Если пейзаж достаточно сложный, то перед смачиванием наносится рисунок карандашом....
[16 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика Акварель
Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое...
[4 Oct 2015 | Автор  ]
Есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания. Наоборот, с помощью них можно составить все остальные оттенки и цвета. Это красный, желтый и синий цвет, которые принято в живописи называть основными.Если смешать желтый и синий —...
[15 Oct 2013 | Автор  ]
Это очень простой урок о том, как смешивать цвета в Photoshop (я использую Photoshop CS2) с помощью чувствительного к нажиму графического планшета (у меня Wacom Intuos 2).Кстати, здесь описано то, как смешиваю цвета лично Я, если у вас есть свой, более лучший метод, придерживайтесь...
Мы с вами рисовали карандашом уже много различных отдельных частей тела человека: и глаз, и лицо, и волосы, и рот, и тело. А сегодня мы узнаем как рисовать человека карандашом. Это будет стильный юноша. Перед началом нужно...
[17 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика Портреты
Зрительная память играет очень важную роль как в изобразительном искусстве или любом другом виде художественного творчества, так и в повседневной жизни. У одних она развита от природы, а у других работает с грехом пополам. Но, как и большинство умений,...
[8 Oct 2015 | Автор  ]
Как научиться рисовать лес? В рисунке леса важно правильно передавать форму веток и ствола дерева, фактуру коры... В этом видео Вы увидите схему работы, теоретическую основу и её практическое применение. Подробности смотрите на сайте художника: http://zaholstom.ru...
[4 мая 2017 | Автор  ]
Эту работу не выполнить очень быстро. Скорее всего, ее исполнение лучше смотреть на видео, потому что, чтобы описать все этапы, придется выложить очень много промежуточных фотографий.Я просто покажу и расскажу общий смысл работы, а остальное придется...
[16 Oct 2013 | Автор  ]
Рубрика Акварель
Чтобы научиться изображать туманную погоду в пейзаже необходимо знать три закономерности. Поняв суть, художник может передать эффект тумана в любом пейзаже, будь то лес, горы, реки и т. д. Это будет не трудно сделать как в рисунке карандашом, так и...
[5 мая 2017 | Автор  ]
Рубрики: Лес, Масло
"Композиция в живописи"Известный художник Н.Н.Волков (1897-1974) был одним из наиболее талантливых теоретиков искусства, он умел гармонически сочетать занятия искусством и наукой. С равной увлеченностью и серьезностью он отдавался работе над акварелью...
[8 Sep 2016 | Автор  ]

Оставить комментарий

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

x